Яндекс.Метрика
Тувинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства - филиал ФГБУН Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий Российской академии наук
(Тувинский НИИСХ – филиал СФНЦА РАН)
Шагаа — новый год по лунному календарю 11.02.2021

Шагаа — новый год по лунному календарю

Самым любимым и популярным праздником тувинцев является Шагаа — Новый год по лунному календарю. Глубокий смысл праздника заложен в самом его названии — Шагаа, который тувинцами воспринимается как «Шагның чаазы»— «Начало нового времени», т. е. нового цикла, новой жизни и нового года по лунному календарю. Традиции его празднования корнями уходят в древность. Шагаа — особый сакральный праздник, поэтому существуют определенные традиции его подготовки и проведения.

Бүдүү айы — последний месяц уходящего года (канун).
Бүдүү айы – канун или последний месяц уходящего года (белый месяц). Новый год — праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключается, в первую очередь, в очищении. Бүдүү айы делится на несколько частей – духовное очищение, очищение дома, распаковка запасов заготовок к Шагаа, шитье новой одежды.
В это время каждый человек и каждая семья должны основательно подготовиться к Шагаа, внешнему очищению своего пространства (аала, квартиры, дома, двора). Эти действия называются кактаныр, арыгланыр, т.е. «трясти», «очищать» всякую грязь, скверну, которые накопились за год. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и трясут на снегу, все старое выбрасывают. Чистое жилище приносит благополучие и процветание его обитателям. Эта уборка, в которой участвуют все члены семьи, имеет глубокий философский смысл: вычищается не столько мусор, сколько плохая энергетика, мысли и т.д. Для духовного очищения принято посещать молебны или приглашать священнослужителей на дом для очищения и освящения домашнего алтаря. Все помыслы и деяния, совершенные в белый месяц, умножаются во много раз, и плохие, и хорошие, поэтому важно взращивать в себе добродетельные помыслы. Также принято просить прошения и прощать самому. Запрещается проливать кровь животных, употреблять алкоголь. Таким образом, главное назначение бүдүү айы – очищение внешнее и духовное.

Бүдүү хүн – последний день уходящего года (канун).
Последний день уходящего года называют бүдүү хүн. Как правило, до этого дня вся основная подготовительная работа к Шагаа должна быть закончена. В этот день запрещается делать грязную работу, рекомендуется следить за своим поведением, относиться друг к другу с большим почтением, в основном в «буду хун» занимаются приготовлением пищи к праздничному столу.

Шагаа хүнү – первый день наступившего года (день Шагаа).
Саӊ салыры. Под обрядом саң салыр, в целом понимается ритуальный костер, место установления которого предварительно тщательно очищается. Его, как правило, устанавливают на возвышенном и чистом месте, на восточной стороне. Сан салыры, считается прерогативой мужчины, как хозяина и защитника дома. Дрова или палочки, которые берутся для костра, должны быть ровными и чистыми. В зависимости от местных традиций, складывают их по-разному: одни в виде четырехугольника, другие в форме пирамиды.
Саң салыры делают следующим образом: на сооруженной из снега небольшой горке устанавливают три больших камня и на них устраивают жертвенный костер, на который кладут ветку можжевельника — артыш. Его используют во многих ритуальных действиях, поскольку ему приписывают особые свойства, главное из которых – очищение. На костер кладут артыш, затем белую пищу — чем үстүн или чем дээжизин — самую почетную и лакомую часть принесенной еды. Все эти действа воспринимаются как подношение божествам разного ранга, хозяевам местности, а также как «угощение» самому божеству огня. Огню не желательно преподносить мясные блюда, спиртные напитки. При этом обязательно обходят три раза жертвенник «сан» произнося йөрээлдер – благопожелания и просим благополучия в наступившем году.
Во время отсутствия мужчин, женщины совершают около своего жилища биче саң салыр – малый обряд возжигания ритуального костра для кормления духа-хозяина домашнего очага, окропляя землю молоком или чаем с молоком с помощью ритуальной ложки — тос карак.
Чолукшулга ёзулалы (приветствие друг друга в наступившем году) — это очень важная часть праздника, поскольку в этом обычае соединено несколько смысловых значений: младший по возрасту протягивает руки к локтям старшего ладонями вверх, как бы говоря: когда ты будешь совсем немощный, я поддержу тебя, помогу. Старший же протягивает руки ладонями вниз (у всех народов это жест отдачи), обещая поделиться самым главным, чем владеет пожилой человек – жизненным опытом. Таким образом, это философский жест обещания поделиться всем важным тем, что имеешь. А если учесть, что этим обещанием обменивались все жители Тувы, получалось, что все люди обещали каждый год помогать ближнему. При совершении чолукшууру все должны говорить: «Амыр менди!» – Мира Вам! И отвечать: «Сол менди!» – Мира и Вам тоже! Не приветствуют друг друга только супруги.
Кадак сунар ёзулал. Кадак является особым символом уважения, чистого, дружеского и радушного отношения, бескорыстия дарящего. Кадак сгибают и преподносят лицевой стороной на раскрытых ладонях. Сгиб должен быть обращен к себе, а сложенная открытая часть тому, кому он подносится. Это означает чистоту и открытость помыслов подносящего. Принимающий вытягивает руки в знак признательности и благодарности, затем аккуратно складывает его. Кадак никогда не вешают самому себе на шею, поскольку это знак уважения другого человека, а не самого себя. Возлагать кадак на шею имеют право только духовные наставники или люди более старшего возраста.
После наступления Шагаа и в течение наступившего ак айбелого месяца принято оказывать почтение старшим, особенно пожилым, ходить друг другу в гости с символическими подарками, общаться, играть национальные игры (кажык, тевек, шыдыраа, даалы, панчык, хендирбе сый шагары и т.д.). В шагаа все одевают красивые, праздничные, национальные наряды из шелка, парчи, бархата носят украшения. В праздник шага принято не спать, праздновать всю ночь, поэтому устраивают различные игры, соревнования в которых участвуют взрослые и дети.



Возврат к списку